Святополк I, сын или внук Моймира (840-894гг), стал Великим князем Великой Моравии в 870 году. Примечание: в некоторых работах указывается 871 год, но это не верно!
Он значительно увеличил территорию Моравского княжества, имел очень высокий
авторитет в славянском мире. Именно его после смерти князя Гостомысла, призвали на княжение в племя ободритов, а точнее, приняли его сюзеренитет.
Супругой Святополка I была Святожизна, от которой он, видимо, он имел 2 сыновей. О них мы поговорим ниже.
В вышеприведённой хронологии мы видим несовпадения дат с ПВЛ призвания Рюрика в Новгород — 862 год и Великого вокняжения Святополка в 870 году, которое можно объяснить тем, что год вокняжения Святополка I был записан по болгарскому летоисчислению, а год призвания Рюрика (по данным ПВЛ) — 862г. был записан по Византийскому летоисчислению, которое отстает от болгарского на 8 лет. Но и это ещё не всё.
Согласно материалам «Велесовой книги», призвание Рюрика в Новгород и его прибытие в Новгород, а также восстание Вадима Храброго было в 870 году, что скорее всего соответствует болгарскому летоисчислению. Срок княжения - 17 лет.
Взяв год призвания Рюрика из Велесовой книги - 870г. (год выкняжения Святополка в Вел. Мор.) и записав год смерти Святополка I - Рюрика по Византийскому летоисчислению, использовавшемся в Новгороде: 894 - 8 = 886, получаем период его правления, известный на Руси, равный 17 лет (но тут мы имеем две ошибки в датах, совмещенных из разных летописей).
Другой пример: «Г.Иловайский (Р.Вестн.1871, № XII, 374) указывает на внесенный Нестором в свою летопись древнейший хронологический перечень. «А отъ перваго лета Михайлова до перваго лета Олгова, рускаго князя, летъ 29; а отъ перваго лета Олгова, понеже седе въ Клевъ, до перваго лета Игорева летъ 31; а отъ перваго лета Игорева до перваго лета Святославля летъ 33», а затем говорит: «В этом хронологическом перечне начало Руси ведется не от призвания варягов, а от той эпохи, когда Русь ясно, положительно отмечена византийскими историками» (С.А.Гедеонов «Варяги и Русь. Историческое исследование» стр. 430).
Откуда появилось 29 лет, от первого года правления императора Михаила до первого года правления Олега?
Михаил III правил с 842 года по 867 год (см. С.А.Гедеонов «Варяги и Русь...» с комментариями В.В.Фомина, стр.642).
Призвание Рюрика - 862 год, правил 17 лет, до 879 года — до начала правления Олега. Запишем начало правления Михаила III по болгарскому летоисчислению: 842 + 8 = 850 г. И получаем: от первого года правления Михаила III до первого года правления Олега — 29 лет (879 — 850 = 29).
Нам в этих вычислениях интересна не сама цифра 29 лет, а явное указание на то, что Нестор использовал в своей работе материалы из источников с различными летоисчислениями: византийским и болгарским. В связи с чем у нас также возникают путаница и ошибки, и тд. и т.п. Подобные ошибки подробно рассматривал Б.А.Рыбаков («Древняя Русь: Сказания...» стр.241-242.)
При Святополке I святые Кирилл и Мефодий, (ранее приглашенные в 863 году князем Ростиславом в Великоморавскую державу), перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Богослужения стали проводиться на славянском языке. В 880 году Святополк I добился основания в Нитре самостоятельного епископства, подчиненного архиепископу Мефодию. В том же году Великая Моравия стала леном римского папы, что означало равное положение с Восточно-франкским королевством. Святополк стал и де-юре королём, хотя и ранее иногда назывался Rex.
Именно здесь и необходимо вспомнить Татищева В.Н., утверждавшего, что Рюрик был крещён ещё за 100 лет до Крещения Руси (Киевской, начало 988-989гг.).
Более понятной становится и легитимность использования звания княгини Ольги — Королева ругов.
При обращении к материалам М.М.Бойвича «Чехия и Моравия» на стр.194 выясняется: «Какъ хорошiй политикъ, Святополкъ не столько заботился объ ослабленiи врага, сколько объ усиленiи собственнаго своего государства — поэтому, достигши власти, онъ сталъ прiискивать союзника, на котораго Моравiя могла бы положиться въ случае нужды. Наиболее естественными союзниками представлялись ему Чехи; съ ними-то онъ и началъ дружить, а чтобы упрочить этотъ союзъ, самъ женился на дочери одного чешскаго владыки.».
Надо полагать, что женой его стала Святожизна — дочь или внучка Боржевого (Буривого) из рода Пржемысловичей.
И в то же время у С.Лесного «История Руссов» на стр.124-125 о Рюрике сказано: «Дабы ему всюду расправа и суд не оскудел, посажа по всем градом князи от Варяг и Славян, сам же проименовася князь великий, еже Греческий Архикратор, или Василевс, (25) а онии князи подручны, по смерти же отца своего облада Варягами, емля дань от них (26).
Имел Рюрик неколико жен, но паче всех любляше Ефанду, дочерь князя Урманского; (27) и егда та роди сына Ингоря, даде ей обещанный град с Ижорою в вено (28).».
То есть Варяг и (? Вагры) ещё Моймиру платили дань, а они проживали северо-западнее ободритов, гранича на севере с данами и франками на западе.
С учётом всей информации, от Святожизны родились Моймир II и Святополк II, а Игорь I от Ефанды.
«Моймир I был первым устроителем Моравского государства, он быстро распространил его пределы, и завоевал все земли на северо-востоке до Одры и Вислы и на юго-западе до герцогства Баварского» (М.М.Бойвич стр. 192).
Святополк добился фактической самостоятельности Великоморавской державы и значительно расширил её границы, присоединив Чехию, Силезию, Лужицу, Краковскую землю, Паннонию (РИЭ т.4 стр.9). (Прим.авт. Где-то там, видимо, были и «норци-норики»).
«Завоёвывать» славянские племена, населявшие Западную Европу, не было необходимости ни Моймиру, ни Святополку I. Великая Моравия для славян была своеобразным оплотом славянских этносов.
Вернёмся к выдержке из книги С.Лесного (стр.124-125), приведённой выше:
«... сам же проименовася князь великий, еже Греческий Архикратор, или Василеве, а онии князи подручны...». Как видим, провозглашать самих себя великим князем, царём или императором у русских правителей было обычным делом, традицией. А что им было стесняться или спрашивать у кого-то разрешение или согласие на коронацию, Рюриковичи - цари от Бога, и это мы ещё увидим.
Вернёмся к детям Ругрика - Святополка I. Их было трое: Моймир II, старший сын, Святополк II, а имя третьего сына было, якобы, неизвестно. На основании имеющегося на одном из древних евангелий текста «Святополк, Святожизна, Предслав(ус)» (лат. Szentiepulc, Szeuntezizna,Predeslaus) некоторые историки делают вывод, что Предеслав был третий сын. Но это явная фальсификация, так как из текста на латинском языке видно, что первые два слова это имена собственные, а третье слово Предеслаус указывает на населённый пункт, в котором находятся первые два лица, т.е. Святополк и Святожизна из Предеславы (или Преславские).
И тут вспоминаются слова Святослава Игоревича к своей матери, княгине Ольге: «Не любо мне в Киеве. Хочу сидеть в Переяславце на Дунае. Там будет средина земли моей.».
И возвращаясь к интернет-статье: «Страницы истории. Олег Моравский», констатируем, что третьего сына Святополка I звали Ярополк!
Когда мог родиться Ярополк — Игорь I?
1) после Великого вокняжения Святополка I в 870 году (болгарское летоисчисление) и его возможного династического брака с Святожизной.
2) с учетом того, что к 882 году (захват Киева Олегом и убийства Аскольда и Дира) Ярополку должно быть не менее 5 лет, а лучше лет 10. Получается, что Ярополк мог родиться в период с 872 по 878гг. (болгарское летоисчисление у Чернявского стр.307 год 878).
Однако, утверждать этого нельзя, так как в других источниках (не в ПВЛ), Игорь I (Ярополк) сам лично, будучи взрослым, захватывает власть в Киеве, без Олега. Возможно ли это? Проверим по Византийскому летоисчислению: призвание Рюрика — 862 г., рождение Игоря I — Ярополка — 864-865гг., захват власти в Киеве — 882г. Ярополку исполнилось 17-18 лет. Да Ярополк мог сам захватить власть в Киеве, а Олег , просто был воеводой. Женой Игоря I – Ярополка была Ольга. У них родился сын Игорь II Старой, назовём его Святополк III, так как в летописях он упоминается как Святополк.
Игорь II Старой — Святополк III начинает княжить в Киеве после смерти (в 912 году) Олега — Вещего от укуса змеи (по другим данным, он ушёл в Чехию (Моравию).
В 944 году Игорь II был убит древлянами во время повторного сбора дани.
Однако, существует версия, что не повторная (дополнительная) дань явилась причиной смерти, а то, что его жена, тоже кстати, Ольга, была крещена в Византийскую веру, а Игорь II Старой был язычником и боролся с христианством. Эту борьбу позже продолжил и его сын — Святослав Игоревич (см. книгу «Иду на Вы» Льва Прозорова).
Женой Игоря II была женщина также с именем Ольга, братом которой был Асмунд — воспитатель Святослава. По материалам Л.Прозорова «Иду на Вы», Ольга и Асмунд, возможно, были детьми Олега.
В книге Б.А.Рыбакова «Мир истории» на стр.113 показано: «Замуж в древней Руси выходили обычно в 16-18 лет. Ольга, по этим расчётам, родилась в 923-927 году. В момент бесед с Императором Константином, ей должно было быть 28-32 года. Её правильнее было бы назвать молодой вдовой, а не сильно пожилой княгиней.».
Получается, что Святославу при походе на древлян действительно было примерно 3 года, а у Игоря это был поздний брак.
Учитывая это, мы имеем двух воевод с именем Олег и двух жён (Игоря I и Игоря II) с именем Ольга. Эти проблемы до сих пор окончательно не решены и на них ещё предстоит искать ответ.
Ольга так же именуется как Аллогия - великая хранительница огня. (сканд. Logi - бог огня. см. С.А. Гедеонов, стр. 230-233).
Другое имя Игоря II — Святополк — можно обнаружить в различных летописях.
В работе С.Н.Темушева «Образование Древнерусского государства» рассматриваются труды: Ибн Руста «Дорогие драгоценности» - наиболее близкое по времени составления сочинению «Анонимной записке»; Гардизи «Краса повествований», в которых содержится интересная информация о славянах. Глава славян носит имя Свиет-малик (царь), он коронуется, набеги и походы совершает на кораблях и т.д. и т.п.
С.Н.Темушев в своей работе рассматривает и имя Святополка (стр. 56-62).
В работе М.Серякова «Голубиная книга» (стр.331) читаем: «Уже сын Рюрика Игорь зовётся, согласно Ибн Русту, не только «главою глав» но Святополком, а его сын носит имя Святослав.».
Возникновение имён русских князей — Игорь — обусловлено культурно-историческим наследием мораван, богемцев, чехов, поклонявшихся святому Георгию (Йиржи).
Одну из наиболее древних построек конца IX - начала X века, базилику св. Йиржи (Георгия) возвёл князь Вацлав, он же построил святовицкую ротонду или ротонда святого Вита. По своему плану базилика святого Йиржи напоминала храмы Юго-восточной Европы (см. И.И.Поп «Искусство Чехии и Моравии IX — начала XVI века», стр. 36-38).
Имена Йиржи или Георгий в славянской речи передавались как: Игорь, Егор, Гюрги, Юрий, Егорий, Ярий....
Впоследствии, святой Георгий славян (христиан) стал символом победы над нечистью — змеем — злом (? язычеством). Тотемы Георгия Победоносца - ордена, ленты, флаги.....и в настоящее время используются во многих странах Европы.
Интересны в этом плане крестильные имена ранних Рюриковичей, имевших мирские имена Игорь. К примеру:
Игорь Ольгович (1115-1147гг.) - в крещении Георгий;
Игорь Святославич (1151-1201гг.) - в крещении Георгий.
(Российская историческая энциклопедия том 6, стр. 550-551).
Ярослав Мудрый (978-1054гг.) - в крещении Георгий
(Н.М.Карамзин «История государства Российского» стр.95)
Юрий Долгорукий (1155-1157гг.) - в крещении Георгий
(Н.М.Карамзин «История государства Российского» стр.170) и т.д.
Славянин или русский в прежние времена мог иметь несколько имён: племенное (славянское или языческое), мирское, крестильное, иноческое, иногда отдельное поминальное (церковное), а также различные прозвания (либо односложные, либо многосложные).
Призвание Рюрика было обусловлено не только отсутствием наследников у Гостомысла, но и отсутствием в племенах «наряда» - законодательства, по которому можно было бы по справедливости решать все жизненные вопросы.
В Великой Моравии такие «наряды» были. Подробнее этот вопрос, а также историю Моравии можно изучать по книгам: М.М.Бойвич «Чехия и Моравия» С.Пб 1871г., получив копию - М.:Книга по требованию; А.М.Андрияшев «Очерк истории Волынской земли» Киев. 1887г., получив копию Москва: Книга по требованию и др.
В книге М.М.Бойвича «Чехия и Моравия» отразился, среди прочих, ещё один замечательный момент (стр.164) «В « суде Любуши»... русский князь Святослав в болгарском Переяславле получал, по рассказу летописца из Чехии, серебро».
И тут снова необходимо вспомнить известие Татищева В.Н., что Рюрик брал дань с Чехии. Святослав, как историческая личность, хорошо изучен. Но тем не менее, хотелось бы сакцентировать наше внимание на отдельных событиях, могущих дать дополнительные подтверждения, пусть и косвенные, высокой знатности рода Рюриковичей.
Описывая гибель Сфенга — малоизвестного сына Святослава, правившего в Тмутаракане, Лев Прозоров в книге «Иду на Вы» (стр. 441-443), в главе о походе Святослава на Царьград, рассказывает о мече Сфенга, снятого с мёртвого княжича, который ромеи возвратили Святославу: «Тот самый меч, которым он Святослав некогда благославил сына. ...Тот самый. Узор рукояти с переплетёнными в поединке чудовищами. Имя кузнеца на голомени. Красная кожа ножен и бляшка в виде сокола, знак Рюриков.».
В поступке ромеев (войско возглавлял Варда Склир) проявляется уважение к роду Рюриковичей. Ромеи выиграли битву, но проиграли войну и заплатили дань Святославу. Сфенг, по предположению историков, был сыном Святослава и его жены из печенегов. Созвучное имени Сфенг — имя воеводы Свенельда говорит об их возможном родстве. А сокол Рюриковичей мог быть и соколом римским.
Святослав, как достаточно хорошо известно, по описанию встречи с ним императора Цимисхия, носил в ухе серьгу. «Серьги носили среди мужчин только моряки» (Л.Прозоров стр.483-484). Возможно, серьга являлась тотемным знаком потомков поморцев, морейцев, вёльсунгов.
Станислав Чернявский, в книге «Руги и русы» (стр.311-312), описывал поход отца Святослава — Игоря II на Константинополь, ссылаясь на Продолжателя Феофана (книга «Продолжатель») привёл фрагмент текста: «Одиннадцатого июня четырнадцатого индикта на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков». С.Чернявский прокоментировал это: «»Продолжатель Феофана» называет русов — франками, то есть германским племенем, но не свионами — шведами».
Приведём ещё один отрывок из этой книги, где идёт речь о святой Ольге (стр.328): «При крещении она получила имя Елена. На Западе её звали Helena regina Rugorum, то есть Елена, королева ругов. Европейские книжники ни минуты не сомневались, что на Днепре усилилось государство германцев-ругов. Да и сама Ольга, должно быть, оставалась двуязычна, легко общаясь как по-славянски, так и на германском наречии ругов. Таким же был её сын Святослав, воспитанный германцами, но росший среди славян.».
В книге «Киевской Руси ...» (стр.218), А.Кунгуров пишет: «Тот же Иннокентий Гизель пишет о том, что династия Рюриковичей ведёт начало от римских императоров, а московитов считает потомками библейского персонажа Мосха».
Упоминание русов, как франков, германцев, ромеев имеются и у других историков.
Владимир Карпец (см.великолепную интернет-статью: «От Хлодвига к Рюрику. Путь царей»), ссылаясь на труды Ю.И.Венелина, поясняет: «...территория современной Финляндии и Балтии, а также нынешних Ленинградской, Новгородской и Псковской областей называлась Старой Франкией, а собственно Франция, точнее, северная её часть — Новой Франкией»; «...Венелин делает вывод: русы и франки — один народ».
То есть, существует полемика о том, могут ли являться русы франками, германцами или ромеями. Историки, возможно, на уровне подсознания и опираясь на косвенные признаки, ощущают эту связь, но ясного решения этой проблемы не найдено. Позже, в описании государства Само, мы вернёмся к этому вопросу.
А пока обратимся к семейным делам Святослава и рождению его сына Владимира от ключницы - «рабыни» Малуши. В дискуссиях о происхождении Малки-Малуши, как высказался Л.Прозоров («Иду на Вы» стр.375-376), наиболее состоятельной является версия, выдвинутая в 1970-е годы В.Емельяновым и А. Добровольским. В 1997 году, без ссылки на первооткрывателей, её повторил Алексей Карпов.
Основа имени Малки и её отца — Мальк — не славянская. «В семитских языках слово «малик» означает «царь», «правитель». Мы в этом случае можем предположить, что Мальк Любечанин — царевич, а его дочь — Малка — царевна.
Посмотрим продолжение рода по линии Малуши и Святослава.: Владимир — Борис — Глеб (Улеб). Все браки до и после Святослава носили династический характер. Малуша, вероятно, была из болгарского царского рода, а схема родословия могла быть следующей: